10.10.2017 15:19

Тоннельщики России встретились в Петербурге


5-6 октября 2017 года в Санкт-Петербурге  прошел  форум «Тенденции, проблемы и перспективы развития подземного строительства в России», собравший ведущих специалистов в области подземного строительства из  различных регионов страны. 

Мероприятие было организовано профессиональным объединением «Тоннельная ассоциация России» (ТАР) совместно с ОАО «Метрострой» - петербургской организацией, реализующей проекты метростроения и комплексного освоения подземного пространства как на территории Санкт-Петербурга, так и за его пределами.

В.Н. Александров

Модераторами форума выступили признанные эксперты в области проектирования и строительства подземных сооружений: генеральный директор ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации» Валерий Меркин, директор филиала ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены» Евгений Щекудов, советник генерального директора ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротрас» Николай Кулагин. Участие в работе форума принял председатель правления Тоннельной ассоциации России, первый заместитель генерального директора «Мосинжпроект» Константин Матвеев.

Модераторы форума

Как подчеркнул специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга по метростроению Вадим Александров, сегодня руководство Северной столицы уделяет большое внимание вопросам комплексного освоения подземного пространства, понимает необходимость формирования комфортной и безопасной городской среды на основе развития подземной транспортной инфраструктуры. Он отметил, что губернатор Георгий Полтавченко просил пожелать участникам форума плодотворной работы, и доложить о ее результатах.  

С обращением от имени вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина выступил начальник сектора проектирования и строительства метрополитенов Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Самборский. Он подчеркнул, что освоение подземного пространства является одним из перспективных направлений комплексного развития крупных городов мира, а его значение для Санкт-Петербурга, обладающего сложными инженерно-геологическими условиями и большой культурно-исторической ценностью городской застройки, невозможно переоценить.

Главной темой докладов и дискуссий стали перспективы развития подземной транспортной инфраструктуры в крупных российских городах в преддверии ЧМ-2018 по футболу.
Своим опытом проектирования и строительства метрополитена и других подземных объектов в условиях плотной городской застройки поделились представители АО «Мосинжпроект», ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации», ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс», ОАО «Метрострой», ООО «Херренктехт тоннельсервис».

Уникальные материалы для гидроизоляции подземных сооружений презентовали специалисты турецкой компании «Сечиль Каучук». О возможностях современных материалов для обеспечения комфортного пребывания людей в подземном пространстве проинформировал представитель ООО «БАУТРЕЙД».  


Подводя итоги заседания, участники форума единодушно отметили, что несовершенство законодательной базы, регулирующей порядок подготовки и согласования проектной документации, не позволяет осуществлять комплексное проектирование подземных объектов и в приемлемые сроки получать согласование проектов метростроения. Свои замечания и предложения участники форума решили направлять в исполнительную дирекцию Тоннельной ассоциации России для подготовки обращения в Правительство РФ. 

В завершение официальной части состоялось награждение победителей конкурса ТАР «На лучшее применение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений». В номинации «Безопасность при строительстве и эксплуатации подземных сооружений» были отмечены ОАО «Метрострой» и ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» -  за внедрение прогрессивных технологий по сохранению исторической застройки Санкт-Петербурга при сооружении подземных выработок метрополитена.

Награждение ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс»

В номинации «Временные и постоянные конструкции для крепления выработок котлованов, различных сооружений» награду получил АО «Мосметрострой» -  за сооружение монтажно-демонтажной щитовой камеры с ограждающими конструкциями котлована из буросекущих свай и монолитной железобетонной системой крепления котлована. В номинации «Материалы и конструкции для тоннелей и подземных сооружений»  - ООО «БАУТРЕЙД» - за разработку прогрессивной технологии производства металлокерамических панелей «ХардВолл», успешно применяющихся для отделки стен вестибюлей станций метрополитена и подземных переходов.

Награждение АО «Мосметрострой»

Также для участников форума была организована техническая экскурсия на стадион «Санкт-Петербург» и строящуюся станцию «Новокрестовская» - уникальные объекты, сооружение которых приурочено к ЧМ-2018 по футболу. Генподрядчиком на объектах выступает ОАО «Метрострой». Участники экскурсии получили возможность осмотреть уникальный стадион с выкатным полем и раздвижной кровлей, способный вместить более 60 тыс. болельщиков. Спортивных объектов такого уровня в мире насчитывается всего 5. 

Экскурсия по стадиону "Санкт-Петербург", организованная ОАО "Метрострой"

Участники форума на стадионе "Санкт-Петербург"

Затем специалисты спустились на отметку -25 м в подземный вестибюль станции «Новокрестовская», площадь которого превышает 200 кв м. Станция и двухпутный перегонный тоннель построены на намывной территории, в сложнейших инженерно-геологических условиях. Планируемый срок сдачи объекта в эксплуатацию – апрель 2018 года.

Станция метро "Новокрестовская", строительная площадка

Строящаяся станция метро "Новокрестовская"

Прошедший форум еще раз продемонстрировал профессионализм и широкие возможности российских специалистов в области метростроения и комплексного освоения подземного пространства. Очевидно, что благодаря усилиям профессионального сообщества, объединенного ТАР, идея комплексного освоения подземного пространства как основы формирования комфортной и безопасной городской среды, постепенно будет реализована. Тоннельщики России готовы к работе и надеются на поддержку со стороны государства, без которой невозможна реализация крупных инфраструктурных проектов. 
 

 

 

© 2009– НП «ОПС-Проект»